Deprecated: Function eregi() is deprecated in /var/www/sanchesko/data/www/drakankc.ru/plugins/system/rokbox.php on line 90
  • 1
  • 2
  • 3

Сдача новых домов в Оренбурге уменьшит потребность военнослужащих гарнизона в…

Сдача новых домов в Оренбурге уменьшит потребность военнослужащих гарнизона в постоянном жилье на 78%

Сдача новых домов в Оренбурге уменьшит потребность военнослужащих гарнизона в постоянном жилье на 78%В центре Оренбурга введены в эксплуатацию три новых жилых дома для военнослужащих...

Отряд кораблей ТОФ зашел с деловым визитом в порт Коломбо…

Отряд кораблей ТОФ зашел с деловым визитом в порт Коломбо (Шри-Ланка)

Отряд кораблей ТОФ зашел с деловым визитом в порт Коломбо (Шри-Ланка)Отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев», десантных кораблей «Адмирал Невельской»,...

Выездную фотовыставку «Историческая память: Тихоокеанский рубеж» посетили уже более 1000…

Выездную фотовыставку «Историческая память: Тихоокеанский рубеж» посетили уже более 1000 жителей Камчатки

Выездную фотовыставку «Историческая память: Тихоокеанский рубеж» посетили уже более 1000 жителей КамчаткиВ районных центрах Камчатского края была организована выездная фотовыставка «Историческая память: Тихоокеанский рубеж». Ее...

В Белгороде более 1000 военнослужащих учебного центра Военно-воздушных сил приняли…

В Белгороде более 1000 военнослужащих учебного центра Военно-воздушных сил приняли участие в акции «Мама, я тебя люблю!»

В Белгороде более 1000 военнослужащих учебного центра Военно-воздушных сил приняли участие в акции «Мама, я тебя люблю!»В преддверии Дня матери сотрудники Белгородского филиала ФГУП «Почта...

На Северном флоте подведены итоги за 2013 учебный год

На Северном флоте подведены итоги за 2013 учебный год

На Северном флоте подведены итоги за 2013 учебный годНа Северном флоте (СФ) подведены итоги боевой учебы и повседневной деятельности сил и войск флота в 2013...

Саперы ЮВО завершили сплошную очистку полигонов Камхуд и Алагяз в…

Саперы ЮВО завершили сплошную очистку полигонов Камхуд и Алагяз в Армении

Саперы ЮВО завершили сплошную очистку полигонов Камхуд и Алагяз в АрменииНа российской военной базе Южного военного округа, дислоцированной в Армении, подразделения инженерной службы завершили сплошную...

До конца текущего года авиабазы ВВО получат более 40 новых…

До конца текущего года авиабазы ВВО получат более 40 новых вертолетов Ми-8АМТШ и Ка-52

До конца текущего года авиабазы ВВО получат более 40 новых вертолетов Ми-8АМТШ и Ка-52Свыше 40 современных вертолетов Ми-8 АМТШ и Ка-52 пополнят парк авиационных баз...

На авиабазе ЮВО в Краснодарском крае прошли совместные стрельбы современных…

На авиабазе ЮВО в Краснодарском крае прошли совместные стрельбы современных  вертолетов Ми-35М и Ми-28Н

На авиабазе ЮВО в Краснодарском крае прошли совместные стрельбы современных вертолетов Ми-35М и Ми-28ННа авиационной базе Южного военного округа (ЮВО) в Краснодарском крае проведены первые...

Плавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для решения задач…

Плавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для решения задач в Средиземном море

Плавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для решения задач в Средиземном мореПлавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для выполнения задач длительного плавания в...

В ЮВО начался учебно-методический сбор с руководителями групп по…

В ЮВО начался учебно-методический сбор с руководителями групп  по общественно-государственной подготовке

В ЮВО начался учебно-методический сбор с руководителями групп по общественно-государственной подготовкеСегодня в Ставрополе начался 2-дневный учебно-методический сбор с руководителями групп по общественно-государственной подготовке (ОГП) общевойсковой...

К 2020 году РВСН полностью перейдут на цифровые технологии передачи…

К 2020 году РВСН полностью перейдут на цифровые технологии передачи информации

К 2020 году РВСН полностью перейдут на цифровые технологии передачи информацииДинамика поставки в войска РВСН новых образцов техники связи позволит к 2020 году полностью перейти...

«Кинопризыв» подводит итоги

«Кинопризыв» подводит итоги

«Кинопризыв» подводит итоги21 ноября в ГЦКЗ «Россия» прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Первого Всероссийского открытого конкурса сценариев и киноработ «Кинопризыв».   Среди гостей...

Офицер Балтийского флота стал лауреатом Всероссийского конкурса «Кинопризыв»

Офицер Балтийского флота стал лауреатом Всероссийского конкурса «Кинопризыв»

Офицер Балтийского флота стал лауреатом Всероссийского конкурса «Кинопризыв»Документальный фильм «Жизнь отечеству, честь никому!», рассказывающий о последнем морском министре Российской империи адмирале Иване Константиновиче Григоровиче, занял...

Саперы Балтийского флота обезвредили авиационную бомбу времен Великой Отечественной…

Саперы Балтийского флота обезвредили  авиационную бомбу времен Великой Отечественной войны

Саперы Балтийского флота обезвредили авиационную бомбу времен Великой Отечественной войныВоеннослужащие саперного подразделения отдельного морского инженерного батальона (ОМИБ) морской инженерной службы Балтийского флота (БФ) уничтожили авиационную...

В войска ЮВО прибывают первые партии молодого пополнения

В войска ЮВО прибывают первые партии молодого пополнения

В войска ЮВО прибывают первые партии молодого пополненияВ рамках осенней призывной компании 2013 г. в войска Южного военного округа (ЮВО) прибывают первые партии молодого пополнения....

В летнем периоде обучения в РВСН проведено более 60 тактических…

В летнем периоде обучения в РВСН проведено более 60 тактических (тактико-специальных) учений

В летнем периоде обучения в РВСН проведено более 60 тактических (тактико-специальных) ученийВ 2013 г. в летнем периоде обучения в воинских частях и подразделениях Ракетных войск...

Главное командование ВМФ России и Русское географическое общество подпишут…

Главное командование ВМФ России и  Русское географическое общество подпишут соглашение о взаимодействии

Главное командование ВМФ России и Русское географическое общество подпишут соглашение о взаимодействииСегодня, 5 ноября, в штаб-квартире Русского географического общества (г.Санкт-Петербург) состоится церемония подписания Соглашения о...

В День народного единства школьники Республики Южная Осетия посетили военнослужащих…

В День народного единства школьники Республики Южная Осетия посетили военнослужащих российской военной базы

В День народного единства школьники Республики Южная Осетия посетили военнослужащих российской военной базы4 ноября в День народного единства в военной базе Южного военного округа, дислоцированной...

Главная > Исторические заметки > Заметки политика > Илиодор (С. М. Труфанов) - от богослужителя до политика
Илиодор (С. М. Труфанов) - от богослужителя до политика

Илиодор (С. М. Труфанов) - от богослужителя до политикаИеромонах Илиодор - в миру Сергей Михайлович Труфанов - был родом из станицы Мариинская области Войска Донского. Его отец, дьячок сельской церкви, постарался, чтобы все пять его сыновей получили богословское образование. Сергей Труфанов окончил Новочеркасскую семинарию и продолжил учебу в Петербургской духовной академии. 29 ноября 1903 г. он был пострижен и получил монашеское имя. В 1905 г. он окончил академию по I разряду, однако его образование было весьма односторонним. Даже в чисто богословских вопросах Илиодор остался узким начетчиком. Что же касается светской литературы и тем более естественных наук, то он имел о них самое смутное представление. Надо сказать, что Илиодор не только не чувствовал недостатков своего образования, но и любил щеголять своим невежеством.

Иеромонах Илиодор - в миру Сергей Михайлович Труфанов - был родом из станицы Мариинская области Войска Донского. Его отец, дьячок сельской церкви, постарался, чтобы все пять его сыновей получили богословское образование. Сергей Труфанов окончил Новочеркасскую семинарию и продолжил учебу в Петербургской духовной академии. 29 ноября 1903 г. он был пострижен и получил монашеское имя. В 1905 г. он окончил академию по I разряду, однако его образование было весьма односторонним. Даже в чисто богословских вопросах Илиодор остался узким начетчиком, хотя с иконописью или реставрацией икон он отлично справлялся . Что же касается светской литературы и тем более естественных наук, то он имел о них самое смутное представление. Надо сказать, что Илиодор не только не чувствовал недостатков своего образования, но и любил щеголять своим невежеством.

 

Некоторые авторы почему-то представляли Илиодора рослым, статным мужчиной, красавцем и франтом. На самом деле он был невзрачным, щуплым человеком и только на приукрашенных портретах приобретал некоторую величавость. Духовные лица, соприкасавшиеся с Илиодором в академии, замечали, что он имел непомерное и непристалое иноку честолюбие. Оно уживалось в нем с напускным смирением и самоуничижением, доходящим до юродства. Враги иеромонаха утверждали, что он просто психически ненормален. Другие считали его холодным и расчетливым карьеристом, тщательно взвешивавшим последствия своих скандальных выходок. Вряд ли в его поступках присутствовал точный расчет. Логика и рационализм едва ли могут служить ключом к его психологии.
По своим убеждениям Илиодор был националистом. В последствии, бросая обвинение своим учителям, он писал: «Меня научили, что один русский народ имеет право в России есть хлеб, говорить и веровать по-своему, а инородцам можно и должно вместо этого совать кукиш в зубы». Сетования Илиодора на то, что он, подобно губке, впитывал неправильное учение - не более чем риторический прием. Неудивительно, что юношу из казачьей станицы воспитывали в духовном учебном заведении в верноподданническом духе. Но никто не навязывал ему крайних взглядов. Наоборот, столичное духовенство отличалось сдержанностью позиции. Первоприсутствующий член Святейшего Синода, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний заявил посетившей его депутации черносотенцев, что он не сочувствует программе правых партий и считает их террористами.

Между тем Илиодор был одним из священнослужителей, выражавших недовольство подобным нейтралитетом. Однажды, выступая с проповедью, он вспоминал, как был разочарован поведением своих пастырей в 1905 г.: «Я ждал, что они первые встанут на защиту родины от разбойников и развратников-революционеров. А на самом деле - что же? Мои наставники, мои учителя отказались от политической борьбы. Они, подобно еврейским фарисеям, обошли закон, сказав, что не дело духовенства заниматься политикой. Они не встали на защиту церкви и государства. Они струсили и остались безучастными». Примером для подражания для него был Иоанн Кронштадтский, вступивший в ряды Союза русского народа.

Илиодор поступил точно так же, когда по окончании академии в сане иеромонаха стал преподавателем духовной семинарии в Ярославле. В этом городе - в первом из провинциальных городов - в ноябре 1905 г. был открыл отдел Союза русского народа. Председатель отдела врач-окулист И. И. Кацауров стремился распространить влияние черносотенцев на все слои населения. Но местное духовенство проявляло полную пассивность. На собрании священнослужителей в декабре 1905 г. Союз русского народа был назван «политическим недоразумением после манифеста 17 октября». Прибытие в Ярославль 25-летнего энергичного выпускника духовной академии значительно облегчило задачу черносотенцев. Илиодор с головой погрузился в политическую деятельность. Выступая на многолюдных митингах, он доказал, что не зря преподавал в семинарии духовное красноречие. Правда, его ораторское мастерство-было особого рода. Мало-мальски интеллигентную публику отталкивали как содержание, так и форма его выступлений. Речи Илиодора многим казались каким-то фарсом, чудовищной пародией. Он нисколько не задумывался об объективности или хотя бы о внешнем правдоподобии. Слушателей поражала примитивность и абсурдность его аргументов, сочетание высокопарной патетики и трактирной брани.

Критики Илиодора, очевидно, не понимали, что они имели дело с выдающимся мастером демагогии. Илиодор избегал выступлений перед образованной аудиторией, но чувствовал себя в своей стихии, если его собирался послушать простой народ. Он оказывал магнетическое воздействие на крестьян, рабочих, лавочников. Они восхищенно внимали его словам, когда он разъяснял, что Россия - счастливейшая из стран, поскольку живет под самодержавной властью.

Илиодор пробыл в Ярославле всего полгода, поскольку у него начались нелады с семинаристами. Илиодор объяснял конфликт своей высокой требовательностью к разленившимся учащимся. На самом деле причина заключалась в несходстве политических взглядов. Ярославская семинария была охвачена общими для учащейся молодежи антиправительственными настроениями. В глазах монархистов она представляла собой такое же гнездо крамолы, как Демидовский лицей. В октябре 1905 г., когда в городе произошел погром, разъяренная толпа одновременно напала на лицей и семинарию. Ясно, что черносотенный преподаватель вызывал недовольство семинаристов. Они потребовали его удаления - случай неслыханный для духовных учебных заведений. Чтобы предотвратить скандал, епархиальное начальство устроило Илиодору перевод на Волынь.

Илиодор был назначен штатным иеромонахом Почаевской лавры. Отныне его служение протекало в краях, где в тугой узел сплелись национальные и религиозные распри. Волынский архиепископ Антоний по своему происхождению и воспитанию был прямой противоположностью Илиодору. Антоний - в миру Алексей Храповицкий - был аристократом, сыном известного генерала. В молодости он был близок к писателю Достоевскому и, как утверждали, послужил прообразом для Алеши Карамазова. Антоний серьезно занимался философскими и богословскими проблемами, вел научную полемику с Владимиром Соловьевым и другими христианскими философами. Антоний знал Илиодора еще по Петербургу и был о нем невысокого мнения. Он считал иеромонаха не в меру дерзким и строптивым. И если архиепископ согласился принять строптивца в свою епархию, то это объяснялось тем, что оба священнослужителя являлись единомышленниками в политике.

Архиепископ и его ближайшее окружение открыто демонстрировали солидарность с черносотенцами. Епископ Евлогий, впоследствии принявший волынскую кафедру, писал о своих воспоминаниях, что он «вскоре понял», что епархиальное духовенство настроено очень «право». Кафедральный протоиерей прямо мне заявил: «Мы все черносотенцы». Энергичным подручным архиепископа был архимандрит Почаевской лавры Виталий. Находившийся под его управлением монастырь, несмотря на свое униатское прошлое, считался форпостом православия на западных окраинах. Иеромонах Илиодор стал помощником Виталия по монастырской типографии и редактированию «Почаевских известий». С именами трех пастырей - Антония, Виталия и Илиодора - был связан феномен Почаевского отдела Союза русского народа.

В конце июля 1906 г. Илиодор прибыл в лавру. В августе состоялось торжественное открытие отдела Союза. Через полтора месяца он уже насчитывал 10 тыс. членов - конечно, не жителей крошечного местечка Почаев, а крестьян из соседних сел и деревень. В ноябре 1906 г. редактируемые Илиодором «Почаевские известия» сообщали, что «союз имеет более 30 тыс. взявших билет членов», а в июне 1907 г. та же газета заявляла, что в союзе состояли 130 тыс. домохозяев. В следующем году по более точным подсчетам губернских властей и полиции союз объединял 104 289 человек. 1155 сельских подотделов союза действовали в Волынской, Киевской, Подольской и Бессарабской губерниях.

Разумеется, необходимо учитывать особенности комплектования черносотенных организаций. Тот же Илиодор помещал на страницах газеты письма крестьян, в которых простодушно описывался механизм создания сельских подотделов. В 300 подотделах председательские посты занимали священники, да и в остальных организациях деревенским «батюшкам» принадлежало решающее слово.

В монастырской типографии Илиодор отпечатал брошюру «Видение монаха» - нечто вроде переложения откровений Иоанна Богослова, применительно к ситуации в России. Среди апокалипсических картин грядущей битвы «святой черной сотни» с врагами православия и монархии проглядывала весьма характерная политическая тенденция.

Но самое поразительное, что монах увидел на стороне врага священников в блестящих облачениях: «...то были архиреи, их было много, но их трудно было различить; из земли под ними выходил какой-то едкий дым и окутывал их». Что же касается духовенства, оставшегося верным христианским заветам, то оно состояло из бедно одетых священников и немногих владык.

«Видение монаха» обличало не только церковную, но и светскую иерархию. Когда черная сотня, одолев врага, торжественно подошла к северной столице, вышел к ней «Тот, за Которого она встала» в порфире с оторванным краем - намек на ущемление самодержавной власти.
Царь спросил, где же его министры и сановники? На это «великий Кронштадтский Пастырь» грустно молвил: «Они оставили нас».

В сущности, Илиодор в красочной форме иллюстрировал тезис крайне правых о том, что бюрократия заслонила царя от народа. Восстановив эту связь и наказав неверных слуг, самодержавие обретет прежнюю мощь. Примерно то же самое говорили и другие черносотенцы. Но ни один из них не заходил так далеко в критике существовавшего режима, как иеромонах Илиодор.


 
Поделись с друзьями хорошей статьей

Поиск

Присоединяйтесь к группе

Новые заметки