Deprecated: Function eregi() is deprecated in /var/www/sanchesko/data/www/drakankc.ru/plugins/system/rokbox.php on line 90
  • 1
  • 2
  • 3

Сдача новых домов в Оренбурге уменьшит потребность военнослужащих гарнизона в…

Сдача новых домов в Оренбурге уменьшит потребность военнослужащих гарнизона в постоянном жилье на 78%

Сдача новых домов в Оренбурге уменьшит потребность военнослужащих гарнизона в постоянном жилье на 78%В центре Оренбурга введены в эксплуатацию три новых жилых дома для военнослужащих...

Отряд кораблей ТОФ зашел с деловым визитом в порт Коломбо…

Отряд кораблей ТОФ зашел с деловым визитом в порт Коломбо (Шри-Ланка)

Отряд кораблей ТОФ зашел с деловым визитом в порт Коломбо (Шри-Ланка)Отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев», десантных кораблей «Адмирал Невельской»,...

Выездную фотовыставку «Историческая память: Тихоокеанский рубеж» посетили уже более 1000…

Выездную фотовыставку «Историческая память: Тихоокеанский рубеж» посетили уже более 1000 жителей Камчатки

Выездную фотовыставку «Историческая память: Тихоокеанский рубеж» посетили уже более 1000 жителей КамчаткиВ районных центрах Камчатского края была организована выездная фотовыставка «Историческая память: Тихоокеанский рубеж». Ее...

В Белгороде более 1000 военнослужащих учебного центра Военно-воздушных сил приняли…

В Белгороде более 1000 военнослужащих учебного центра Военно-воздушных сил приняли участие в акции «Мама, я тебя люблю!»

В Белгороде более 1000 военнослужащих учебного центра Военно-воздушных сил приняли участие в акции «Мама, я тебя люблю!»В преддверии Дня матери сотрудники Белгородского филиала ФГУП «Почта...

На Северном флоте подведены итоги за 2013 учебный год

На Северном флоте подведены итоги за 2013 учебный год

На Северном флоте подведены итоги за 2013 учебный годНа Северном флоте (СФ) подведены итоги боевой учебы и повседневной деятельности сил и войск флота в 2013...

Саперы ЮВО завершили сплошную очистку полигонов Камхуд и Алагяз в…

Саперы ЮВО завершили сплошную очистку полигонов Камхуд и Алагяз в Армении

Саперы ЮВО завершили сплошную очистку полигонов Камхуд и Алагяз в АрменииНа российской военной базе Южного военного округа, дислоцированной в Армении, подразделения инженерной службы завершили сплошную...

До конца текущего года авиабазы ВВО получат более 40 новых…

До конца текущего года авиабазы ВВО получат более 40 новых вертолетов Ми-8АМТШ и Ка-52

До конца текущего года авиабазы ВВО получат более 40 новых вертолетов Ми-8АМТШ и Ка-52Свыше 40 современных вертолетов Ми-8 АМТШ и Ка-52 пополнят парк авиационных баз...

На авиабазе ЮВО в Краснодарском крае прошли совместные стрельбы современных…

На авиабазе ЮВО в Краснодарском крае прошли совместные стрельбы современных  вертолетов Ми-35М и Ми-28Н

На авиабазе ЮВО в Краснодарском крае прошли совместные стрельбы современных вертолетов Ми-35М и Ми-28ННа авиационной базе Южного военного округа (ЮВО) в Краснодарском крае проведены первые...

Плавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для решения задач…

Плавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для решения задач в Средиземном море

Плавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для решения задач в Средиземном мореПлавмастерская Черноморского флота ПМ-56 вышла из Севастополя для выполнения задач длительного плавания в...

В ЮВО начался учебно-методический сбор с руководителями групп по…

В ЮВО начался учебно-методический сбор с руководителями групп  по общественно-государственной подготовке

В ЮВО начался учебно-методический сбор с руководителями групп по общественно-государственной подготовкеСегодня в Ставрополе начался 2-дневный учебно-методический сбор с руководителями групп по общественно-государственной подготовке (ОГП) общевойсковой...

К 2020 году РВСН полностью перейдут на цифровые технологии передачи…

К 2020 году РВСН полностью перейдут на цифровые технологии передачи информации

К 2020 году РВСН полностью перейдут на цифровые технологии передачи информацииДинамика поставки в войска РВСН новых образцов техники связи позволит к 2020 году полностью перейти...

«Кинопризыв» подводит итоги

«Кинопризыв» подводит итоги

«Кинопризыв» подводит итоги21 ноября в ГЦКЗ «Россия» прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Первого Всероссийского открытого конкурса сценариев и киноработ «Кинопризыв».   Среди гостей...

Офицер Балтийского флота стал лауреатом Всероссийского конкурса «Кинопризыв»

Офицер Балтийского флота стал лауреатом Всероссийского конкурса «Кинопризыв»

Офицер Балтийского флота стал лауреатом Всероссийского конкурса «Кинопризыв»Документальный фильм «Жизнь отечеству, честь никому!», рассказывающий о последнем морском министре Российской империи адмирале Иване Константиновиче Григоровиче, занял...

Саперы Балтийского флота обезвредили авиационную бомбу времен Великой Отечественной…

Саперы Балтийского флота обезвредили  авиационную бомбу времен Великой Отечественной войны

Саперы Балтийского флота обезвредили авиационную бомбу времен Великой Отечественной войныВоеннослужащие саперного подразделения отдельного морского инженерного батальона (ОМИБ) морской инженерной службы Балтийского флота (БФ) уничтожили авиационную...

В войска ЮВО прибывают первые партии молодого пополнения

В войска ЮВО прибывают первые партии молодого пополнения

В войска ЮВО прибывают первые партии молодого пополненияВ рамках осенней призывной компании 2013 г. в войска Южного военного округа (ЮВО) прибывают первые партии молодого пополнения....

В летнем периоде обучения в РВСН проведено более 60 тактических…

В летнем периоде обучения в РВСН проведено более 60 тактических (тактико-специальных) учений

В летнем периоде обучения в РВСН проведено более 60 тактических (тактико-специальных) ученийВ 2013 г. в летнем периоде обучения в воинских частях и подразделениях Ракетных войск...

Главное командование ВМФ России и Русское географическое общество подпишут…

Главное командование ВМФ России и  Русское географическое общество подпишут соглашение о взаимодействии

Главное командование ВМФ России и Русское географическое общество подпишут соглашение о взаимодействииСегодня, 5 ноября, в штаб-квартире Русского географического общества (г.Санкт-Петербург) состоится церемония подписания Соглашения о...

В День народного единства школьники Республики Южная Осетия посетили военнослужащих…

В День народного единства школьники Республики Южная Осетия посетили военнослужащих российской военной базы

В День народного единства школьники Республики Южная Осетия посетили военнослужащих российской военной базы4 ноября в День народного единства в военной базе Южного военного округа, дислоцированной...

Главная > Исторические заметки > Заметки разведчика > Средства воздушной разведки
Средства воздушной разведки
Средства воздушной разведки самолет У-2Вскоре после окончания второй мировой войны командующий военно-воздушными силами США генерал Арнольд представил военному министру несколько докладов, обобщающих боевой опыт американских ВВС. Касаясь сбора разведывательных сведений о противнике, он писал: «Наши прежние взгляды на разведку не смогли в полной мере удовлетворять требованиям современной войны. Всесторонняя, детальная и постоянная осведомленность о гражданской и военной деятельности на территории реального и потенциального противника является крайне необходимым условием для правильного планирования мероприятий как во время войны, так и в мирное время».

Генерал Арнольд считал, что в будущем нельзя полагаться только на донесения военных атташе и другие традиционные, а тем более случайные источники разведывательных сведений. Он выступал за создание на правительственном уровне постоянной организации, которая не только ведала бы общими вопросами шпионажа, но и собирала, обрабатывала и распределяла непрерывно поступающие разведывательные данные. «Кроме того,- продолжал он,- нам необходимо иметь в системе военно- воздушных сил свою компетентную и активную авиационную разведку, которая взаимодействовала бы с общегосударственной разведкой как в мирное, так и в военное время».

Доклады возымели свое действие. Уже в то время приданные «А-2» самолеты военно-воздушных сил США начали совершать разведывательные полеты вдоль советских границ, а во второй половине 50-х годов стали стараться проникать в воздушное пространство СССР. Причем если раньше самолеты-разведчики использовались главным образом для визуального наблюдения и фотографирования, то теперь на них возлагалось и ведение радиошпионажа, масштабы которого становились все большими. «Цель таких полетов,- писал Гарри Рэнсом,- добывать разведывательные данные о характере русских военных оборонительных сооружений».

Естественно, точная статистика разведывательных полетов над советской территорией в США никогда не публиковалась, но кое-какие сведения все же попадали в печать. Так, по одним данным, таких полетов до 1970 г. было предпринято 30. По другим - Соединенные Штаты в течение десяти лет, начиная с апреля 1950 г., сделали 81 попытку проникнуть в воздушное пространство и в территориальные воды Советского Союза. Во всех этих случаях защитники советских рубежей надежно преграждали путь непрошеным гостям, а 20 американских самолетов вовсе не вернулись на свои базы.

Для воздушной разведки советской территории в то время использовались модифицированные самолеты В-36, а потом РВ-47. Они проводили радиотехническую разведку на глубину действия установленной на борту специальной аппаратуры. Чтобы вызвать, а затем засечь работу советских излучающих радиотехнических устройств, определить их координаты, самолеты-шпионы часто прибегали к такой уловке: они на большой скорости подлетали к границе, явно демонстрируя намерение пересечь ее. Расчет был прост: советские станции, чтобы не упустить нарушителя, начнут работать и тем выдадут себя. Преимущество самолетов В-36 и РВ-47, по оценке американских специалистов, заключалось в том, что они способны были нести на борту большое количество сложного фото- и электронного оборудования. Однако самолеты этого типа имели ограниченную высоту полета и, следовательно, были уязвимы для ракет и истребителей.

В середине 50-х годов разведывательные службы США решили использовать другое средство - воздушные шары, снабженные фотокамерами. Запущенные с американских военно-воздушных баз в Скандинавии, Западной Германии и Турции, они подхватывались воздушными потоками, проносились над территорией СССР в сторону Японии. Такие разведывательные акции преследовали цель добыть достоверную информацию о дислокации советских военных и промышленных объектов, расположенных в глубине страны. Считалось, что это давало определенные результаты, хотя технические недостатки такого метода разведки и его нежелательные для США политические последствия были очевидны. Сбив несколько воздушных шаров, советские власти заявили решительный протест, получивший широкий общественный резонанс.

Пришлось снова возвращаться к самолетам. Но дело затрудняла все та же серьезная проблема - потолок. Разработку программ полетов, связанных с проникновением в воздушное пространство Советского Союза, и общее руководство созданием необходимой для этого технической базы взял на себя тогдашний директор ЦРУ Аллен Даллес.

«Нам очень нужна была точная разведывательная информация,- вспоминал Эйзенхауэр в 1965 г.- Аллен Даллес считал, что необходимо создать новый сверхвысотный самолет воздушной разведки. В ноябре 1954 г. Джон Фостер Даллес, Чарли Уилсон, Аллен Даллес и другие советники просили меня санкционировать продолжение программы создания 30 сверхвысотных самолетов общей стоимостью 35 млн. долл. Многие конструкторские работы были уже близки к завершению. Я одобрил это предприятие».

Ведомство Аллена Даллеса определило требования, которым должен был отвечать подобный самолет, а затем, используя свои связи в военных кругах, привлекло к участию в этой программе в качестве партнеров высших представителей Пентагона и ВВС. Большая часть работы по проектированию и разработке самолета, названного У-2, проводилась в Дейтоне, штат Огайо, на авиационной базе Райт-Паттерсон. ЦРУ заключило контракты с рядом конструкторов.

Кларенсу (Келли) Л. Джонсону, видному конструктору компании «Локхид Эйркрафт», удалось создать самолет принципиально нового типа, способный летать гораздо выше пределов досягаемости всех известных к тому времени ракет и перехватчиков. В августе 1955 г: машина прошла первые летные испытания, удовлетворив необходимым требованиям и даже превзойдя некоторые из них. ЦРУ стало обладателем первых десяти сверхвысотных дозвуковых самолетов-разведчиков - типа У-2; которые положили начало авиационным подразделениям особого назначения.

Интерес ЦРУ к самолету У-2 Даллес объяснял много? обещающими перспективами его использования в целях шпионажа. В кругу профессионалов он не уставал подчеркивать, что У-2 сможет собирать информацию «быстрее, точнее и надежнее, чем любой агент на земле»;

В июне 1956 г. Аллен Даллес получил разрешение президента Эйзенхауэра на разведывательные полеты У-2 над территорией Советского Союза. Эта разработанная в недрах ЦРУ и одобренная в высших сферах исполнительной власти провокационная антисоветская операция получила кодовое наименование «Перелет».

Одновременно ЦРУ приступило к вербовке летчиков, которым предстояло выполнять разведывательные задания на таких самолетах. В числе кандидатов оказались старший лейтенант ВВС США Пауэре и несколько других военнослужащих. Это были пилоты экстра-класса, офицеры запаса, добровольно оставшиеся на сверхсрочной службе и имевшие допуск по форме «совершенно секретно».

Представитель ЦРУ Коллинз, занимавшийся вербовкой летчиков, объяснил Пауэрсу, что ему предстоит пройти проверку на самолете совершенно нового типа, летающем на прежде недосягаемой высоте. Сразу же после окончания тренировок Пауэре должен был отправиться за границу, чтобы приступить к выполнению задания. «Ваша работа,- объяснил Коллинз,- разведывательные полеты вдоль границ России с высокочувствительным оборудованием на борту, улавливающим сигналы радиостанций и радиолокационных установок. Но это еще не все. Ваша главная цель - пролететь над территорией России».

После подписания контракта с ЦРУ пилотов направили на базу Уотертаун - глухое место в южной части пустыни в штате Невада, где им предстояло начать подготовку к операции. В ходе тренировочных полетов они изучали самолет и овладевали техникой управления сложнейшим оборудованием для «самого изощренного шпионажа». Параллельно шло и испытание техники. На случай, если при совершении разведывательного полета пилоту придется вдруг покинуть машину над чужой территорией, на борту имелось взрывное устройство, которое уничтожило бы не весь самолет, а только ту его часть, где размещались фотокамеры и электронное оборудование.

Самолет У-2 был действительно необычным. Набор высоты происходил очень быстро, для отрыва от земли требовался короткий разбег - всего около 300 м. Через несколько секунд серебристый самолет исчезал из поля зрения. Окраска и высота, на которой он мог лететь, делали его невидимым ни с воздуха, ни с земли.

Самолет был оснащен сверхчувствительным бортовым оборудованием для фотографирования поверхности земли. Благодаря инфракрасной аппаратуре фотографирование можно было производить и ночью, и в условиях облачности. Специальные эмульсии, нанесенные на пленку, позволяли обнаруживать любую обычную маскировку.

У-2 был слишком приметным самолетом, чтобы его существование можно было долго сохранять в секрете. К тому же определенная утечка информации становилась неизбежной в связи с отъездом нескольких групп летчиков за океан. Для предупреждения всякого рода нежелательных слухов и предположений в ход была пущена серия «легенд», разработанных ЦРУ. Первая из них появилась в конце апреля 1956 г. в официальном заявлении НАСА, где собщалось о разработке «самолета нового типа - «Локхид У-2»», который будет использован для исследования воздушных течений и метеорологических условий. Затем было опубликовано второе официальное сообщение, в котором говорилось, что НАСА расширяет свою программу изучения погоды в Европе.

Группа Пауэрса (официально именовавшаяся «2-я эскадрилья службы погоды», а неофициально - «отряд 10-10») передислоцировалась из Уотертауна на американо-турецкую базу Инджирлик, откуда должна была развертываться ее деятельность против Советского Союза.

По мнению экспертов ЦРУ, эта база обладала рядом преимуществ. Во-первых, в географическом отношении она представляла собой отличную стартовую точку для перелетов. Во-вторых, расположенная на юге Турции, она находилась достаточно близко, чтобы производить полеты без большой затраты горючего. В-третьих, на ней уже располагалась небольшая американская авиационная часть. «И в смысле «крыши», и с точки зрения удобств материально-технического снабжения,- писал Пауэре,- место считалось идеальным, так как горючее и оборудование, необходимые для полетов У-2, можно было подвезти сюда, не привлекая излишнего внимания».

В сентябре 1956 года пилоты этой группы приступили к первым разведывательным полетам вдоль границ СССР. Маршруты все время менялись. Обычно из Турции они летели в восточном направлении, вдоль южных границ СССР, пролетали над Ираном и Афганистаном до Пакистана, а затем возвращались. Пролетали они и над Черным морем, но не вторгались в пределы Советского Союза, держась над нейтральными водами вдали от берега. В их задачу входил сбор разведывательных данных о южной территории СССР. Другая группа, располагавшаяся в ФРГ, собирала сведения о северной и западной частях СССР, на основе которых можно было бы вывести заключение об эффективности сети противовоздушной обороны. Особый интерес представляли для США советские ракетно-пусковые площадки.

Объекты разведки и очередность их фотографирования определялись в Вашингтоне. ЦРУ после консультации с Комиссией по атомной энергии, министерством обороны и другими правительственными ведомствами заранее сообщало, что именно его интересует.

Возвратившихся с операции летчиков подвергали послеполетному опросу. Кино- и магнитофонная пленки доставлялись в лабораторию: первая сразу же проявлялась, со второй снималась копия. Один экземпляр пленок отправлялся в США для изучения. Если пленка представляла для ЦРУ особый интерес, оно присылало своих специалистов по расшифровке непосредственно на базу.

Первое вторжение самолета Пауэрса в советское воздушное пространство произошло уже в ноябре 1956 г. Вот что пишет об этом сам летчик: «Утром я еще раз внимательно просмотрел карты с маршрутами, нанесенными кодовыми цветами: синим, красным и коричневым. Синий обозначал общее направление; на этих участках допускалось некоторое отклонение от курса. Красными линиями отмечались районы расположения объектов; здесь следовало придерживаться курса возможно точнее. По обе стороны от проложенного маршрута шли пометки, указывающие пункты включения той или иной фото- и электронной аппаратуры. Коричневым цветом были обозначены запасные базы - на тот случай, если я почему- либо не смогу вернуться в Инджирлик... Самолет находился слишком близко от русской границы, поэтому вместо обычных переговоров по радио использовались кодовые радиосигналы... Я пересек турецкую границу между Черным и Каспийским морями и проник в воздушное пространство России...».

Придавая важное значение полетам У-2, ЦРУ расширяло сеть баз для этих разведывательных самолетов. Открылась еще одна база в Японии, в 24 км от Иокогамы. Но основной упор ЦРУ и Пентагон делали на Турцию и соседние с ней страны. К этому времени полеты производились не только с базы в Инджирлик, но и с других баз в Лахоре и Пешаваре, расположенных в Пакистане. Определенные изменения претерпел в 1957 г. и сам самолет У-2: серебристый цвет заменили черно-голубым, что сделало машину еще менее заметной в полете.

В это же время США продолжали засылку в воздушное пространство Советского Союза и других разведывательных самолетов. Делалось это, разумеется, для сбора дополнительных сведений. Но была здесь, очевидно, и другая цель - обеспечить большую секретность разведывательных операций высотных самолетов, отвлечь от них внимание. Так, в июне и сентябре 1958 г. в пределы территории Советской Армении с целью шпионажа вторглись со стороны Турции американские самолеты С-118 и С-130. Оба они были сбиты.

На апрель 1960 г. были запланированы сразу два перелета-вторжения с участием Пауэрса. Первый полет на небольшое расстояние прошел 9 апреля более или менее гладко. Второй полет предполагался в конце месяца. Вылетев с базы в Пешаваре, Пауэре должен был пролететь 6 тыс. км до базы в Буде (Норвегия). Над территорией СССР его маршрут пролегал над Душанбе, Аральским морем, Челябинском, Свердловском, Кировом, Архангельском, далее над Кольским полуостровом, Кандалакшей и Мурманском, а затем на север к Баренцеву морю. Расчетная продолжительность полета равнялась девяти часам. Полет назначили на 1 мая. В целях сохранения секретности самолет У-2 доставили в Пешавар только в ночь накануне операции.

В 6 часов 20 минут Пауэрсу разрешили взлет. Пройдя полосу облачности и углубившись в воздушное пространство СССР более чем на 2 тыс. км, он приступил к выполнению задания, но был сбит под Свердловском советскими ракетчиками.

Результаты экспертизы остатков фотооборудования самолета У-2 и отснятых фотопленок подтвердили разведывательный характер этого оборудования и шпионские цели самого полета. На самолете имелся специальный широкозахватный длиннофокусный аэрофотоаппарат модели «73-В», рассчитанный на фотографирование с воздуха больших площадей. В полете 1 мая этот фотоаппарат с вращающимся объективом вел фотографирование последовательно через 7 остекленных фотолюков, размещенных в обшивке самолета. Захват местности поперек маршрута составлял при этом 160-200 км.

Фотоаппарат заряжался двумя пленками, каждая из которых имела ширину 24 см и длину около 2000 м; они параллельно располагались в плоскости кадра, так что за каждое срабатывание затвора экспонировалась пара  снимков с общим размером 45х 45 см. Запас пленки позволял произвести около 4000 парных снимков. Фотоаппарат был снабжен объективом с номинальным фокусным расстоянием 915 мм, позволявшим с больших высот получать относительно крупномасштабные снимки. Масштаб аэроснимков среднего маршрута, сделанных над территорией СССР 1 мая, составлял 220-230 м на 1 см. По снимкам такого рода, произведенным за 3 часа 17 минут полета над советской землей, можно было определить назначение многих важных промышленных и военных объектов.

Фотопленка имела повышенную светочувствительность и была улучшена по сравнению с пленкой, использовавшейся на американских шарах-разведчиках образца 1956 г. В Советском Союзе аэропленка с самолета У-2 была обработана. Полученные негативы подвергли дешифрованию и привязке к карте и таким путем обнаружили, что фотографирование было выполнено над территорией СССР по маршруту, проходившему от района западнее Ташкента до Свердловска. Этот маршрут соответствовал маршруту полета на полетной карте, обнаруженной у Пауэрса. Общий запас фотопленки в аэрофотоаппарате позволял выполнить фотографирование маршрута протяженностью порядка 3500 км, т. е. сфотографировать значительную часть советской территории. По снимкам была определена высота воздушного фотографирования: она составляла 20-21 тыс. м. Дешифрование аэроснимков показало, что они содержали разнообразную разведывательную информацию об объектах, расположенных по маршруту. На аэронегативах имелись изображения промышленных и военных объектов СССР - заводов, складов, нефтехранилищ, путей сообщения, железнодорожных мостов и станций, линий электропередач, аэродромов, мест расквартирования войск и военной техники. Эти снимки давали возможность определить характер некоторых промышленных предприятий, конструкцию железнодорожных мостов, число и типы самолетов на аэродромах, особенности и назначение военной техники.

Экспертиза радиотехнической аппаратуры и записей на магнитофонной ленте, найденных на месте падения самолета, установила, что все блоки радиоаппаратуры снабжены условными индексами, указывавшими на то, что эта аппаратура была собственностью министерства обороны США и считалась особо секретной. Приборы предназначались для сбора сведений о системе радиотехнического обеспечения противовоздушной обороны Советского Союза, отдельных городов, крупных промышленных и административных центров.

Для регистрации радиосигналов использовались магнитофоны. Судя по числу кассет (шесть), их было не менее трех. На кассетах нанесены шкалы, проградуированные в часах. Кассеты были рассчитаны на 8 часов непрерывной записи.

Показания Пауэрса о том, что на его самолете имелось взрывное устройство, были подтверждены в ходе судебного процесса вещественными доказательствами и заключениями экспертов. Блок подрыва был изготовлен фирмой «Бэкман-Уитлей» (модель 175-10А). Разрушительная сила взрывчатого вещества должна была обеспечить полное разрушение самолета и уничтожение приборов и оборудования - вещественных доказательств преступных действий США.

Анализ полетной карты показал, что самолет от аэродрома Пешавар до района Свердловска следовал по заданному маршруту. На карте имелись отметки на включение и выключение определенных агрегатов и аппаратуры на самолете, причем отмечены те участки маршрута, где внимание летчика должно было быть повышено.

Таким образом, документальные данные неопровержимо доказывали, что сбитый американский самолет являлся специально подготовленным воздушным разведчиком. Его задача - пересечь всю территорию СССР от района Памира до Кольского полуострова в целях разведки военных и промышленных объектов, важных районов. Итак, надежды на успех беспрепятственных полетов У-2 над территорией СССР не оправдались. Это подчеркнул открытый судебный процесс над летчиком-шпионом Пауэрсом.

В конце 1962 - начале 1963 г. агрессивные американские круги выдвинули обширную программу создания качественно новой разведывательной авиации. Цели ее ясно охарактеризовал на одной из пресс-конференций в июле 1964 г. тогдашний президент США Линдон Джонсон, который заявил, что будет создана «новая стратегическая система пилотируемых средств для проведения воздушной разведки в любых масштабах». На конструирование новых самолетов-разведчиков правительство США ассигновало 1 млрд. долл.

Программа предусматривала в первую очередь создание таких самолетов, которые были бы неуязвимы для средств противовоздушной обороны. Решить ее пытались двумя путями: первый - создание самолетов, способных летать на очень малых высотах. Расчет делался на то, что низколетящий самолет с трудом фиксируется радиолокаторами, поэтому противосамолетные ракетные системы и зенитная артиллерия не успевают быть приведены в боевую готовность. Второй путь - создание самолетов с большим потолком (порядка 30 км) и скоростью, в несколько раз превышающей скорость звука.

Реализуя эту программу, американские авиационные фирмы по заказу ЦРУ и Пентагона построили ряд новых разведывательных самолетов. К первой группе относился в частности РФ-4с. Он был способен вести многоцелевую разведку на скорости 1600 км/ч. Навигационная система позволяла ему совершать полет на высоте в несколько сот метров. Американские ВВС насчитывали в своем составе свыше 300 таких самолетов. Многие из них снискали себе недобрую «славу» в небе Вьетнама и как шпионы, и как воздушные разбойники.

К самолетам второй группы относился разведчик типа СР-71, построенный корпорацией «Локхид». По оценке американских специалистов, это был наиболее совершенный высотный разведывательный самолет. Согласно данным западной печати, авиационное подразделение стратегической разведки ВВС США имело в своем составе две эскадрильи, укомплектованные 30 самолетами СР-71. Инфракрасная и оптическая аппаратура, которой оборудовался самолет, обеспечивала просмотр местности площадью 260 тыс. кв. км.

Кроме этого разведка военно-воздушных сил США использовала и другие типы самолетов и вертолетов - к середине 70-х годов их насчитывалось более 50. Каждый из них имел определенные достоинства. Так, РВ-57Ф с больших высот (порядка 30 тыс. м) на скорости около 1000 км/ч мог вести фото-, радиотехническую и радиационную разведку. На базе самолета-заправщика С-135 был построен и принят на вооружение самолет стратегической разведки С-135А. Обладая скоростью 1000 км/ч, он мог осуществлять непрерывную радиотехническую разведку и без посадки и дозаправки в воздухе находиться в полете в течение 10-12 часов, покрывая при этом расстояние до 12 тыс. км.

Известно, что для совершенствования средств воздушного шпионажа Соединенные Штаты во время грязной войны во Вьетнаме создали специальный разведывательный центр. Днем и ночью в небе патрулировало до 200 самолетов. Для ночных съемок кроме инфракрасной техники применялись специальные прожекторы, подвешенные под фюзеляжем. Прожектор, мощность которого равнялась 4,5 млн. свечей, на мгновение снопом света разрывал ночную темноту. Участок освещенной местности фотографировался автоматической камерой.

В апреле 1969 г. воздушный шпион ЕС-121М был сбит над территориальными водами КНДР.

Все последующие годы США пытались создать самолет стратегической разведки с универсальными тактико- техническими данными. Для этой цели подвергли реконструкции многоцелевой самолет Ф-111 с изменяемой геометрией крыла. Несмотря на внешнее сходство со своим предшественником, самолет, получивший обозначение РФ-1 НА, фактически является новой машиной, специально рассчитанной на ведение многоцелевой разведки (фото-, радиотехнической и инфракрасной) как стратегического, так и тактического характера.

Однако, не довольствуясь этими машинами, были начаты работы по созданию «самолета будущего» - новейшего сверхдальнего стратегического разведчика многоцелевого назначения. По замыслу заказчика - Управления национальной разведки, входящего в состав ВВС США, этот самолет должен по всем характеристикам превосходить самолеты СР-71 и РФ-111А и иметь вдвое большую продолжительность полета. На основе самолета У-2 спроектирован новый высотный разведывательный самолет ТР-1, оснащенный сложнейшей электронной аппаратурой, которая позволяет вести наблюдение на глубину 1120 км. Пентагон заказал на ближайшие 5 лет 35 самолетов этого типа, каждый из которых обойдется в 12,5 млн. долл. В феврале 1983 г. первая партия ТР-1 прибыла в Великобританию для размещения на базе в Олкомбери. На основе пассажирского лайнера «Боинг- 707» построен самолет Е-ЗА, имеющий на борту многотонную электронную аппаратуру.

Весь многочисленный американский арсенал технических средств воздушного шпионажа рассчитан прежде всего на применение против Советского Союза и других стран социалистического содружества. Но нередко он используется и против развивающихся государств. В зарубежной печати неоднократно сообщалось о том, что шпионские самолеты США совершают регулярные полеты над территорией Боливии и Перу, беззастенчиво попирая суверенитет этих государств.

После известного инцидента с самолетом У-2 и суда над пилотом этого самолета шпионом Пауэрсом, американская разведка старалась избегать «глубинного» вторжения в воздушное пространство СССР. В то же время полеты вдоль советских государственных границ продолжались. Но, очевидно, подобные полеты не давали желаемых результатов, и руководители Пентагона, с санкции рейгановской администрации, стремясь во что бы то ни стало разведать оборонную мощь Советского Союза, решились на новую грязную авантюру, ради которой были принесены в жертву ни в чем неповинные люди и которая Вашингтоном была превращена в крупномасштабную провокацию.

Речь идет о южнокорейском самолете «Боинг-747», который на сотни километров уклонился от установление ной трассы и глубоко вторгся в воздушное пространство Советского Союза. Вашингтонская версия, авторы которой стремились представить мировому общественному мнению дело так, будто в гибели самолета повинна советская сторона, не выдерживает никакой критики. Не случайно ряд авторитетных специалистов и некоторые средства массовой информации самих Соединенных Штатов да и других стран поставили эту версию под сомнение. Хотя в целом вокруг этого инцидента была развязана разнузданная антисоветская пропагандистская кампания США.

 
Поделись с друзьями хорошей статьей

Поиск

Присоединяйтесь к группе

Новые заметки